Вернуться к обычному виду

Отдел ЗАГС

Торжественная регистрация брака в 1972г.18 декабря 1917 года принято считать днем рождения органов записи актов гражданского состояния России, именно в этот день Советской властью был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», а 19 декабря Декрет «О расторжении брака». Для проведения их в жизнь была издана Инструкция, утвердившая создание отделов записей браков и рождений при волостных, уездных, городских управах и определившая их основные цели и задачи. Первые органы ЗАГС в Удмуртии появились в апреле-мае 1918 года, а к середине 20-х годов основная работа по учреждению и организации деятельности местных органов ЗАГС была завершена.

Система органов ЗАГС многократно подвергалась реформированию. Отделы были и самостоятельными, и входили в административные отделы волостных и губернских исполкомов, были в составе НКВД, МВД, КГБ. Наиболее эффективно система органов ЗАГС стала развиваться с 1957 года, когда в Удмуртии было введено общее руководство деятельностью органов ЗАГС на уровне Совета Министров УАССР. Вначале это был отдел ЗАГС Совета Министров, потом с 1995 года Управление ЗАГС Правительства УР и с 10 февраля 1997 года Комитет по делам ЗАГС при Правительстве УР.

Можгинское городское бюро ЗАГС Удмуртской АССР Совета Министров УАССР было образовано в 1924 году . Этим же годом датируются первые актовые записи бюро ЗАГС города Можги. В это время ЗАГС был расположен на первом этаже деревянного здания горисполкома, занимал один небольшой кабинет. В 1981 году 10 января отдел ЗАГС переезжает в новое здание Администрации города.

Первый торжественный обряд бракосочетания в районном Доме Культуры был подготовлен и проведён Саенко Антониной Васильевной с помощью отдела культуры города 22 апреля 1972 года. С 1973 года и по сей день регистрация брака проводится в ДК «Дубитель». Зал для первых торжественных регистраций оформляли «всем миром», музыкальным сопровождением служили грампластинки. На обряде всегда присутствовал депутат городского Совета, именно он и вручал молодожёнам свидетельство о браке с поздравлениями.

В начале 1990 года, в связи с открытием нового роддома отделом ЗАГС введен обряд имянаречения. 1 января 2001 года был проведен обряд имянаречения первого новорожденного, родившегося в 21 веке.

Вплоть до 1993 года все записи актов гражданского состояния оформлялись от руки на типографских бланках. Начинали писать чернилами на, которые замерзали при заполнении документов, это осложняло и без того нелёгкий кропотливый труд. Постепенно рукописный текст стал вытесняться машинописным, в 1997 году отделу ЗАГС был приобретён администрацией города первый компьютер, а с 2005 года внедрена автоматизированная программа АРМ – ЗАГС, которая постоянно дополняется и совершенствуется в соответствии с современными требованиями.

Менялась система, менялось и название отдела ЗАГС:

С 1963 по 1983 годы городское бюро ЗАГС Удмуртской АССР переименован в отдел (бюро) записей актов гражданского состояния исполкома Можгинского городского Совета депутатов трудящихся Отдела ЗАГС Совета Министров Удмуртской АССР

С 1994 по май 1995 года - отдел ЗАГС администрации города Можги отдела ЗАГС Совета Министров Удмуртской Республики

С мая 1995-февраль 1997 год - отдел ЗАГС администрации города Можги Управления ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики

С февраля 1997 года - отдел ЗАГС администрации города Можги Комитета по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики

В сентябре 2005 года изменена структура Администрации города Можги и отдел ЗАГС преобразован в самостоятельный отдел - отдел ЗАГС Администрации МО « Город Можга».


Гришина Ольга НиколаевнаГоворя об истории становления и развития отдела, нельзя не упомянуть людей, работавших в нём с момента его создания. Имена первых работников, регистрировавших акты гражданского состояния, к сожалению, выяснить не удалось. Личные дела их не сохранились, а подписи неразборчивы. Начиная с ноября 1942 года, записи актов гражданского состояния оформляла Гришина Ольга Николаевна. Сотрудники нашего отдела всегда были желанными гостями в доме Ольги Николаевны. Несмотря на преклонный возраст она много рассказала о своей работе, с теплотой и трепетом вспоминала военные годы и послевоенные тяжёлые для всех времена. В отделе ЗАГС Ольга Николаевна проработала до 1972 года. А с 13 марта 1972 года на должность начальника отдела ЗАГС была принята Саенко Антонина Васильевна. Из её воспоминаний: «Приступила к работе без какой-либо учёбы, без передачи дел. Училась, читала закон, инструкции, было нелегко осваивать новую профессию». Во время её руководства был внедрен в работу компьютер, также введен в базу данных почти весь архив с 1925 года в кратком виде записей актов гражданского состояния. В органах ЗАГС Антонина Васильевна проработала 33 года, из них 30 лет - начальником отдела. В сентябре 1983 года в отдел на должность делопроизводителя принята Гарифуллина Дилара Мусиевна, в 2002 году Дилара Мусиевна назначена начальником отдела. В своей работе Дилара Мусиевна придерживалась принципа: «Каждый документ – это не просто лист бумаги – за ним судьба конкретного человека. И это всегда необходимо помнить!» Стаж её работы в органах ЗАГС - 42 года, из них в отделе ЗАГС города Можги -35 лет, за свой профессионализм и трудолюбие Дилара Мусиевна занесена на доску почёта Удмуртской Республики. С декабря 2003 года в ЗАГСе работает три специалиста. По итогам конкурса на должность ведущего специалиста отдела была принята в отдел ЗАГС Грачева Светлана Александровна. В июне 2005 года ведущим специалистом отдела принята на работу Петрова Елена Германовна. В ноябре 2005 года увеличена штатная численность, в связи с этим на должность ведущего специалиста отдела принята на работу Стародумова Екатерина Николаевна. С 2018 году руководителем отдела назначена Грачева Светлана Александровна.



Основным направлением в работе отдела остаётся исполнение социально-правовых запросов граждан в части регистрации актов гражданского состояния. Сотрудники отдела обеспечивают беспрепятственное осуществление гражданами своих прав в соответствии с действующим законодательством. Отдел обслуживает население численностью более 48 тысяч человек. Правоустанавливающие документы оформляются на двух языках, выдача документов производится по 37 видам форм. Это предполагает высокий профессионализм, компетентность, а также отсутствие права на ошибку лиц, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния.

В настоящее время отдел ЗАГС Администрации муниципального образования «Город Можга» возглавляет Грачева Светлана Александровна. Регистрацию актов гражданского состояния ведут три специалиста, имеющие высшее образование и постоянно повышающие свой профессиональный уровень. С 1 октября 2018 года органы ЗАГС Российской Федерации производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в федеральной государственной информационной системе «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» (ФГИС «ЕГР ЗАГС»).